Экспериментировать — раньше, чем ходить

Как развивать способности ребенка

Совсем недавно из интервью с профессором Савельевым я узнала о вреде раннего плавания.

Подробнее об этом можно прочитать в моей предыдущей статье.

Поэтому продолжать наши водные занятия с младшей дочкой Лилечкой мы будем иначе.

Каким образом?

Следуя рекомендациям автора системы «МИР ребенка» Павла Викторовича Тюленева.

Развивать способности ребенка

Ниже выдержки из его статьи «Экспериментировать - раньше, чем ходить»:

«Как развивать способности ребенка к физике и научному мышлению и экспериментированию? Когда начинать изучение физики с ребенком? ...

Первое знакомство со свойствами физических тел начинается во время купания, которое начинается с первых дней жизни... В этой статье речь пойдёт о развитии и закреплении ребенком навыков экспериментирования с использованием водной среды в любой обычной семье...

Малыш, когда он уже сидит в ванночке, с изумлением обнаруживает, что эта приятная для него среда имеет удивительные свойства: она течет, выталкивает одни игрушки, затягивает другие ..Но для этого вам нужно обратить внимание ребенка на эти свойства воды и показать, как надо экспериментировать со струей воды.

Занятия в ванной

Для этого я рекомендую ставить маленькую детскую ванночку в большую ванну так, чтобы кран был рядом и чтобы вы могли  струю воды из него сделать  доступной ребенку. Это совсем несложно - но позволит вам подарить вашему ребёнку гениальные способности будущего ученого!

Во время купания родители находятся рядом, поэтому этот небольшой, но систематически повторяющийся период общения с ребенком нужно тоже использовать для интеллектуального развития.

Вот несколько простых приемов, которые может взять на заметку любая семья:

1) При купании малыша давайте ему возможность играть со струей воды. Он будет постоянно подставлять ладошку под струю, изучать падение воды, разбрызгивание ее.

2) Научите и разрешите ему наливать воду в стаканчик. Позднее дайте ему второй, покажите как можно переливать воду из одного стаканчика в другой.

3) Дайте ему разные - булькающие, плавающие и не плавающие вещи или игрушки для экспериментов, но понемногу, по одной, по две, и так далее. Не перегружайте его лишним количеством игрушек.

Создавайте ребенку условия для постоянного активного развития, предоставляя для этого необходимые предметы, материалы. Пусть малыш хлопает по воде, пока ему или вам это не надоест, наклоняется и пускает пузыри.

Комплекс развивающих игр в воде называется «водоиграние». Эти игры - занятия во время купания будут продолжаться несколько месяцев.

Необходимо идти от простого к сложному. Давайте малышу сначала только один пластиковый стаканчик для игр с водой, и для освоения всех операций со стаканчиком, а также всех вариантов экспериментов ему потребуется несколько сеансов купания. Рассматривайте процедуру купания как великолепный и эффективный развивающий урок.

В Интеллектике это называется игрозанятием, потому что ни что так не отбивает у ребенка охоту развиваться и учиться, как слова «урок», «занятие» – употребляя эти слова и думая о них или употребляя их, родители сразу же начинают «включать» назидательный тон, и ребенок перестает заниматься с увлечением.

После того, как ребенок освоит со стаканчиком все операции и игры, дайте ему другой такой же стаканчик, но большего размера. У малыша появится возможность сравнить результаты экспериментирования с обоими стаканчиками – на это тоже уйдет два-три игрозанятия. Кроме того, вам необходимо добавить ещё один класс операций – переливание воды из одного стаканчика в другой.

После этого можно будет дать стаканчик маленького размера, и всё повторится.

Через несколько игрозанятий вывалите ребенку весь набор разноцветных стаканчиков – вы убедитесь, что у вашего малыша появилась потрясающая усидчивость и выносливость в проведении экспериментов, присущая настоящим гениям.  Ваш маленький экспериментатор будет стремиться экспериментировать более часа!

Кроме стаканчиков постепенно вводите и другие емкости, а также «водоплавающие» игрушки  - но сложные игрушки – крокодилы и бегемоты – будут отвлекать ребенка от научных экспериментов, от изучения физических свойств воды и физических тел...

Следует особенно запомнить, что ускоренное развитие происходит не тогда, когда у малыша «все есть», а тогда, когда своевременно повышается нагрузка: ровно настолько, чтобы малыш проявил интерес, и успел получить удовольствие от очередного собственного открытия. Так и купание должно стать «уроками по исследованию свойств воды».

4) Прагматический этап. Одна из ваших основных задач: научить ребенка чувствовать себя в буквальном смысле, как рыба в воде.

Для этого, помимо игр, в более позднем возрасте начинайте малыша учить пускать пузыри: воды должно быть достаточно, чтобы слегка наклонившись вперед ребенок мог погрузить подбородок и губы в воду. Вы должны показать пример, когда ребенок за вами внимательно наблюдает. Наберите побольше и пошумнее воздуха, наклоните голову в воду и покажите, как нужно, громко, со звуком пускать пузыри. В конце этого процесса поднимаете голову, выдыхаете с брызгами остатки воздуха и только потом шумно вдыхаете воздух. Малыш начинает выдыхать в воду и наблюдает за пускаемыми пузырями. Через какое-то время под воду уходит и ваш нос.

Еще позже, постепенно и ваши глаза уходят под воду, и там продолжают наблюдать за пузырями. Все это под вашим наблюдением должен повторить и малыш. Если вы не будете паниковать, а радоваться и выражать удовольствие этим экспериментам, то тоже самое будет делать и ваш младенец.

Здесь, конечно, потом лучше купить и надевать ребенку очки или маску для ныряния. Но главное: ребенок научится правильно вести себя в воде.

Можно добавить в ванночку концентрат морской воды, но это уже роскошь…

5) После того, как малыш научится задерживать дыхание в воде, он и сам начнет рассматривать свои затонувшие игрушки на дне ванночки, начнет играть с ними, погрузив голову в воду полностью.

ЗАМЕЧАНИЕ. Минимальный из видимых результатов физического развития, которого следует достигнуть, следующий: ребенок должен научиться со дна ванны доставать потонувшие игрушки, умея задерживать дыхание, то есть не бояться нырять. Можно приобрести для него очки - для разглядывания игрушек, своих действий рук и ног под водой - и резиновую шапочку, чтобы вода не затекала в ушки. После того как малыш научится свободно нырять, можно приобрести ему и дыхательную трубку...
...
Используя представленные в этой статье способы и приёмы развития гениальных способностей к научному мышлению и экспериментированию, а также следуя рекомендациям других книг по системе «МИР ребенка», вы сделаете своих детей одаренными, которые смогут заниматься по индивидуальной программе, без дорогостоящих педагогов и репетиторов, и смогут получить первое высшее образование в 12 - 14 лет, а к 17-ти годам, возможно, получат 3-4 диплома вуза, как это удалось сделать:

- родителям А.С. Грибоедова  в 1813 году,
- родителям Карла Витте - в 1817 году,
- родителям Н. Боголюбова - в советское время,
- родителям сестер Князевых - в 2006 году...
и другим... »

Полностью статью Павла Викторовича Тюленева «Экспериментировать - раньше, чем ходить» можно прочитать здесь 🙂

Счастья Вам и Вашему дому!