Как любить ребенка Януш Корчак — Подозрения

Каждый ребенок хочет найти во взрослых людях что-нибудь детское.
И если уж найдет его в ком-нибудь – любит этого человека сильнее других.

Уильям Сароян. «Человеческая комедия»

Как любить ребенка Януш КорчакСтаршая дочка еще не родилась, а мне заранее начали давать советы. Один «насторожил» меня. «С младенцем надо быть очень бдительным. Он очень быстро плачем станет манипулировать мамой. Нельзя поддаваться и потакать. Иначе потом бед не оберешься.» Примерно так это звучало из уст очень близкого человека. Еще кто-то повторил мне приблизительно то же самое.

Во Франции перед родами родителей может навестить специалист из Организации Защиты Матери и Ребенка. Я задала вопрос пришедшей – очень приятной женщине. Мадам Буабдала успокоила меня. «Первые полгода ребенка нельзя испортить, отзываясь на его плач».

Полгода прошли. Предостережения продолжались. «Ты испортишь ребенка! Она будет тобой манипулировать! Надо быть строже!»

«62.

Ребенок не хочет кушать...

Ребенок ест мало, очень мало, много, очень много в зависимости от механизма роста. Кривая веса дает резкие или плавные подъемы, иногда в течение месяца ничего не меняется. Она неумолима в своей последовательности: при недомогании ребенок за несколько дней теряет в весе, в следующие дни столько же набирает, повинуясь внутреннему приказу, который гласит: «столько, не больше...» Если взвешивать ребенка каждую неделю, он через некоторое время начнет угадывать, поправился ли он или похудел:

- На прошлой неделе я похудел на триста граммов, значит, сегодня прибавлю пятьсот. Сегодня вес будет меньше, потому что я не ужинал. Ну, наверное, граммов сто прибавится. Опять на пятьсот поправился, спасибо.

Ребенок хочет угодить родителям, потому что ему неприятно мучить маму, потому что удовлетворение родительских желаний сулит ему бесчисленные выгоды. Значит, если он не съест котлету, не выпьет молока, то только оттого, что не может.

Если его будут заставлять есть, то повторяющиеся время от времени желудочные расстройства и диета будут регулировать нормальный прирост веса.

Принцип: ребенок должен есть столько, сколько он ест, не меньше и не больше.

Даже организуя усиленное питание больного ребенка, диету можно составлять только при его участии, и лечение проводить с учетом его желаний.

63.

Заставлять детей спать, когда им не хочется, – преступление.

Таблица, гласящая, сколько часов сна нужно ребенку, абсурдна. Установить число часов, необходимое данному ребенку для сна, легко каждому, имеющему часы: сколько часов он спит, не просыпаясь, чтобы проснуться выспавшимся. Подчеркиваю: выспавшимся, а не бодрым. Бывают периоды, когда ребенок больше нуждается во сне, бывают и такие, когда ему хочется просто полежать в кроватке, а не спать, отдохнуть, и только.

Период усталости: вечером неохотно ложится в постель, потому что ему не хочется спать, утром неохотно вылезает из постели, потому что ему не хочется вставать. Вечером притворяется, что не хочет спать, потому что ему не разрешают лежа вырезать картинки, играть в кубинки или с куклой, гасят свет и запрещают разговаривать..

Период спокойного равновесия: засыпает быстро, но просыпается до рассвета, полный энергии, потребности двигаться и немедленно затеять что-нибудь интересное. Ни хмурое небо, ни холод в комнате не пугают его: босой, в рубашонке, он разогреется, прыгая по столу и стульям.

Что делать? Укладывать спать позже. Даже, о ужас, в одиннадцать. Разрешать играть в постели. Я спрашиваю вас, почему разговор перед сном должен «разгулять» его, а нервное напряжение – оттого, что поневоле приходится быть непослушным, – не разгуливает?

Принцип – не важно, правильный или нет – рано укладывать, рано вставать, – родители для своего удобства переделали: чем больше сна, тем здоровей... Трудно представить себе более деспотичный, граничащий с пыткой, приказ, чем:

– Спи!...

То, что ребенок, рано ложась спать, меньше времени проводит при искусственном освещении, вовсе не такой большой плюс в городе, где он не может при первом свете дня выбежать в поле...

Здесь, в нескольких десятках строк, как и во всех затронутых в этой книге проблемах, я не могу развить тему, которая требует специальной книги. Моя цель – только привлечь внимание...

«109.

... Как часто это бывает: ребенок провинился, разбил окно. Он должен чувствовать себя виноватым. Справедливо выговаривая ему, мы редко встречаем раскаянье, чаще-сопротивление, досаду, нахмуренные брови, взгляды исподлобья.

Ребенок хочет, чтобы воспитатель проявил доброе свое отношение к нему именно тогда, когда он виноват, когда он плохой, когда с ним случилась неприятность.

Разбитое стекло, пролитые чернила, порванная одежда – все это результаты неудавшихся начинаний, предпринятых вопреки предостережениям взрослых. А взрослые, потеряв деньги в плохо обдуманном предприятии, – как они воспринимают претензии, упреки и осуждение? ...

102.

Неправда, что ребенок хочет звезду с неба, что его можно подкупить лестью и уступчивостью, что он врожденный анархист. Нет, ребенок обладает чувством долга, не навязанным насильно, тяготеет к порядку, не отказывается от правил и обязанностей. Он только хочет, чтобы бремя не было непосильным, чтобы оно не ломало ему хребет, чтобы он встречал понимание, когда зашатается, поскользнется, усталый, остановится, чтобы перевести дух.

«Попробуй, посмотрим, сдвинешь ли с места, сколько шагов пройдешь с грузом, сможешь ли сделать столько каждый день» - это основной принцип ортофрении.

Ребенок хочет, чтобы к нему относились серьезно, хочет доверия, хочет получить от нас помощь и советы. Мы же относимся к нему несерьезно, беспрестанно подозреваем, отталкиваем, не понимаем, отказываем в помощи.

Мать не хочет привести факты Врачу, к которому пришла за консультацией, говорит вообще:

- Нервная, капризная, непослушная.

- Факты, сударыня, называйте симптомы, а не диагноз.

- Укусила подругу. Прямо стыдно сказать. А ведь любит ее, всегда с ней играет.

Пятиминутная беседа с девочкой, и выясняется: она ненавидит «подругу», которая смеется над ней, над ее платьями, а маму назвала «тряпичницей».

Еще один пример: ребенок боится спать один в комнате, приходит в отчаяние при мысли о приближающейся ночи.

- Почему же ты мне не сказал? Да именно что сказал. А мать не обратила внимания: стыдно, такой большой мальчик, а боится. Вот и вся ее реакция.

Третий пример: плюнул в бонну, вцепился ей в волосы, с трудом оторвали.

А бонна ночью брала его в постель и велела прижиматься...

Поразительно одиноким может быть ребенок в своем страдании...»

Януш Корчак «Как любить ребенка»

***
Анекдот.

Малыша угостили конфетой. Он быстро хватает ее и жует.
Мама делает ему замечание:
- Что надо сказать?
- Дай еще!