Система МИР ребенка — рождение методики Тюленева

Методика ТюленеваЯ продолжаю изучение методики Тюленева.

В статье об обучении детей рисованию я обещала опубликовать дополнение к рассказу Павла Викторовича.

Методика Тюленева

Оно проливает свет на тайну возникновения удивительной системы «МИР ребенка».

Итак, даю слово Павлу Викторовичу Тюленеву:

 «В этой истории о методике обучения рисованию моего отца, В.М. Тюленева много интереснейших подробностей:

Тогда семья художника Тюленева жила в одной комнате, которая одновременно служила и мастерской, где пахло краской, и у окна стоял мольберт - отец тогда постоянно подрабатывал дома: рисовал портреты, и даже иконы - надо было достраивать наш дом на улице Онежской.

Назревали проблемы.

Младшие братишки - погодки 3-4 лет – подрастали. Были агрессивны.  Обстановка стремительно накалялась... Малыши-кибальчиши воспринимали старшего брата как игрушку и лезли драться. Остановить их было невозможно...

Было два пути:

- либо подавить и сломать старшего брата - меня, заставить терпеть естественную активность младших братьев и погубить, так как уединиться даже для школьных занятий было нельзя. Но это было невозможно - я бы просто ушел из дому сам, убежал бы, стал беспризорником - такой был характер...

- либо найти неординарный выход из создавшегося, по сути, катастрофического для семьи и всех детей положения.

И после одного, первого же несправедливого наказания – из-за выходок младших братьев - меня отцом, мама нашла выход из критического положения. Она серьезно поговорила  с ним и, по сути, заставила отца отвлечься от работы на несколько часов в день и научить меня рисовать!

После этого строгого обучения через неделю я уже ходил на этюды – «рисовать природу» на несколько часов, и всё успокоилось...

Итак, я систематически ходил на этюды с подаренным этюдником, «оттачивал мастерство», пока братья «мутузили» друг друга...

Через полгода мы переехали уже в три комнаты, на первый этаж только что построенного и отделанного дома. И у меня появилась возможность закрываться в большом зале - гостиной, и делать уроки в спокойной обстановке...

К тому времени мои рисунки в школе уже были нарасхват: никто не верил, что их рисовал я, а не какой-либо профессионал... В третьем классе я вынужден был скрывать, что хорошо рисую. Был даже случай, когда пришлось вмешиваться директору школы, чтобы найти и забрать у старшеклассников мои рисунки...

Через 4-5 лет в 7-8 классе я увлекся на уроке рисованием на тему «Как вы отметили день 7 ноября 1965 года?». В это время наш школьный учитель по  рисованию и черчению, обходя класс, воочию увидел, как рождается профессиональный рисунок. Он громко сказал, что он «ничему не сможет меня больше научить, а только может испортить...» Он был честным и принципиальным - ещё на первом уроке обмолвился, что если кто-то нарисует лучше, чем он, то он освободит от уроков... Ни я, никто другой не придали тогда значения этим словам. Но этот учитель пошел к директору школы и по собственной инициативе добился «освобождения Тюленева от рисования и черчения».

Правда, вместе с директором и завучем меня попросили раз в квартал делать заставки к школьной стенной газете.  После первой же заставки я передал это дело отцу: он рисовал быстро и с удовольствием. Ему меда не надо было, дай порисовать что-нибудь творческое 🙂 ... Я же в это время, помнится, усердно читал, в том числе... Карла Маркса. В то время «Комсомольская правда» печатала школьные сочинения этого «гиганта мысли»...

В общем, благодаря тому, что из-за необходимости и по настоянию матери, отец передал мне свои профессиональные навыки по рисованию и сумел меня научить: «хорошо рисовать - значит правильно думать» - а именно так он называл рисование, по-Репину - мне удалось в дальнейшем освободиться ещё от 2-х предметов: литературы и русского языка.

Это было настоящее счастье, потому что мама лечилась долгими месяцами в далёком Крыму, отец непрерывно работал, и весь дом: большое хозяйство и обучение братьев - всё лежало на мне. А меня тогда уже интересовали психология, казусы и проблемы неэффективности педагогики, философия, научная фантастика и зарубежная литература и так далее.

Так что теперь, после получения свободы было время заниматься самообразованием, и я уже на практике догадывался или даже на своём опыте знал, что потенциал ребенка используется не более, чем на 5 %.

Таким образом, когда в 1964 году вышла и стала известна книга Норберта Винера и другие книги по кибернетике, и о ней повсюду стали говорить, мне, как никому другому, была понятна фраза о том, что мозг человека используется лишь на пять процентов...

Я бесконечно удивлялся тому, что педагоги ничего не делают, не предпринимают в этой связи, и решил, что это будет главным делом в моей жизни, хотя было поставлено ещё и много других задач...

Впрочем, думаю, что мои учителя и завуч школы № 47 города Фрунзе, когда меня освобождали, тоже были под влиянием слов кибернетиков о «пяти процентах». Тогда все надеялись на грядущие педагогические открытия. Об этом писали многие газеты и журналы.

Поэтому чтение книг по психологии и философии в районных и научных библиотеках стало для меня лет на пятнадцать постоянным делом.

Но сколько я не искал разумного и научного подхода, так и не нашел. Напротив, Академия педагогических наук, вместо того, чтобы сокращать сроки обучения, попыталась в то время внедрить 12-летку. Как говорил тогда Б.П. Никитин – «для того, чтобы вызвать застой, демографический кризис и разрушить, добить страну!»

Пришлось делать все заново - и педагогику и психологию - исходя из науки - из кибернетики, математики, информатики...

(Павел Викторович Тюленев стал заниматься по своим разработкам с дочкой Олей  - мое примечание - О.С.).

Наконец, в 1995 - 1996 году я издал книгу «Читать - раньше, чем ходить», и она с трудом была пристроена в «Доме педагогической книги», в «Доме медицинской книги» и книжном магазине «Москва»...

Руководители книжных отделов не могли найти ей подходящего раздела, а педагоги даже и возражали -  в 1997 году, до моего выступления по телевидению по теме «Читать - раньше, чем ходить» в книжных магазинах Москвы ещё не было ни одного раздела «Раннего развития детей» или чего-то подобного.

Моё впечатление от многочисленных трудов по психологии и педагогике точно выразил доцент кафедры философии Владимир Михайлович Жаринов, приехавший к нам в Центр «Содействие развитию и воспитанию детей» на улицу Тухачевского, дом 32:

«После книжки «Читать - раньше, чем ходить» все книги по педагогике и психологии надо закатать под асфальт!»

Вот более точное его мнение:

«Я вдруг понял, что после прочтения книги «Читать - раньше, чем ходить» всё, что написано до неё по психологии, педагогике и философии - всю «Библиотеку имени Ленина» надо... закатать под асфальт! Там столько ненужного и устаревшего. Те книги только мешают, уводят в сторону, ... отвлекая и не давая результатов...»

Я не виноват - это он сам пришёл и так сказал... Приходили и другие ученые, учителя - из разных уголков страны...»

Теперь мне не терпится поделиться с читателями нашими первыми с Лилечкой впечатлениями от занятий по системе «МИР ребенка».

Счастья Вам и Вашему дому!