Методика Марии Монтессори

Методика Марии Монтессори

Домашнее воспитание по системе Монтессори

Я прочитала книгу Виктории Дмитриевой «Методика раннего развития Марии Монтессори», посвященную домашнему воспитанию по системе итальянского педагога и психолога Марии Монтессори, когда родилась Софья.

Если Вы вдруг еще не знакомы с этой методикой 🙂 , то я рекомендую начать именно с книги Виктории Дмитриевой. Книга с иллюстрациями написана легко, в ней перечислены основные принципы методики и приведены множество конкретных игр, заданий, упражнений, которые тут же можно применять на практике - родителям - для занятий дома с ребенком.

В книге даны списки игрушек и предметов, которые можно использовать для детей от 6 месяцев до 6 лет, в том числе, приведены инструкции по изготовлению различных игрушек своими руками, например, развивающего коврика или развивающей книжки.

Методика Марии Монтессори

Вот небольшой отрывок из книги:

«Метод Марии Монтессори основан на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть. Основной принцип Монтессори-педагогики - подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Девиз метода знаком многим: «Помоги мне это сделать самому».

По мнению Марии Монтессори, у ребенка есть внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя.

Монтессори считает, что обучать - это значит:

  • создать развивающую среду;
  • вместе с детьми выполнять несколько четких и простых правил;
  • не вмешиваться в процесс без необходимости или просьбы, а только наблюдать за детьми...»
Мария Монтессори

Мария Монтессори

 

После знакомства с книгой Виктории Дмитриевой я прочитала интересный сборник статей российской последовательницы Монтессори - Юлии Фаусек «Детский сад Монтессори», составленный директором центра педагогики Монтессори Константином Сумнительным, и книги самой Марии Монтессори «Мой Метод» и «Помоги мне это сделать самому».

Эти книги я читала постепенно, они требуют гораздо большего времени для более полного знакомства с личностью Марии Монтессори и с описанием применения ее методики в детских садах и школах.

***

Конечно же, невозможно приобрести и применять в домашних условиях - в виду их огромного количества и достаточно высоких цен - все пособия Монтессори-среды. Кроме того, не везде есть Монтессори-садики или школы, да и не все родители, которым эта система нравится, могут позволить себе оплату подобного учебного заведения. Тем не менее, как я уже упоминала выше, в книге Виктории Дмитриевой перечислены наиболее доступные полезные развивающие материалы, которые родители могут использовать дома, сочетая их с принципами методики 🙂 ...

Есть много сайтов, посвященных педагогике Монтессори. Например, интересно освещена жизнь Марии Монтессори и дано описание ее системы в статьях «Методика Марии Монтессори» и «Педагогика Монтессори». А это ссылка на разнообразные Монтессори-материалы, сделанные самими родителями.

Детский сады и школы Марии Монтессори

Несмотря на то, что Монтессори-школы посещали Жаклин Кеннеди и сыновья английской королевы 🙂 , существуют как сторонники так и противники этих учебных заведений. Почему же мнения разделись?  Понять это можно, прочитав очень интересное интервью с Гордоном Ньюфелдом, канадским психологом, автором концепции развития на основе привязанности.

Вот небольшой отрывок из этого интервью:

«... Чем ближе вы к источнику какого-либо предмета-знания, тем свободнее и гибче вам оно даётся, чем вы дальше, тем жёстче становятся рамки. Именно это происходит со всеми религиями. Чем вы дальше от изначального вдохновения, тем больше всех заботит форма, а дух утрачивается. Чем ближе вы к источнику, тем ближе вы к истинной сущности.

Однако, другой стороной этой динамики является тот факт, что и сегодня мы до сих пор говорим о Марии Монтессори, а её наследие по-прежнему передаётся дальше. Поэтому форма тоже важна. Именно она позволяет сохранить дух. Без формы его нельзя будет воспроизвести. Поэтому нам безусловно необходима форма, но она может быть разрушительна, если уведёт нас слишком далеко от духа.

Значит, если даже у вас в руках будет великая методика, без души она не будет работать. Но если взяться за дело с душой, то всё будет прекрасно.

Это одна из причин, почему мне нравится работать в среде Монтессори. Я много раз проводил обучение в школах Монтессори, совместно мы приходили к невероятным результатам. Когда мы выводим на сознательный уровень компонент привязанности, на основе которого зародилась вся методология, и соединяем его с самой методикой, предложенной Марией Монтессори, мы получаем превосходное сочетание. Одно подходит к другому идеально...»

Ссылку на это интервью я нашла на интересном блоге мамы-философа 🙂 Даны Бар QuietDomesticity.

В заключение, хочу поделиться небольшим видео «Методика Марии Монтессори. Доводы одного родителя»:

А также привести пример расписания занятий ребенка из книги Марии Монтессори «Мой Метод».

Расписание занятий ребенка

«  09.00-10.00 Прибытие. Приветствия. Осмотр детей на предмет опрятности их внешнего вида. Навыки повседневной жизни: помочь друг другу снять и надеть фартук. Осмотр комнаты. Обратить внимание, нет ли пыли и все ли лежит на своих местах. Речь: время беседы - дети рассказывают о событиях предыдущего дня. Религиозное воспитание.

10.00-11.00 Упражнения на развитие мышления. Целевые уроки c короткими перерывами на отдых. Наименования предметов. Упражнения на развитие чувств.

11.00-11.30 Простые гимнастические упражнения: обычные движения, выполняемые грациозно, в естественном положении тела, ходьба гуськом, приветствие, двигательные упражнения на внимательность, аккуратное раскладывание предметов.

11.30-12.00 Обед. Краткая молитва.

12.00-13.00 Игры по желанию ребенка.

13.00-14.00 Целенаправленные игры, по возможности на открытом воздухе. В это время старшие по возрасту дети по очереди занимаются общественно-полезным трудом, вырабатывая навыки практической жизни: убирают комнату, вытирают пыль, раскладывают учебные материалы по местам. Общая проверка чистоты – беседа.

14.00-15.00 Ручной труд. Лепка из глины, моделирование и т. д.

15.00-16.00 Cовместная гимнастика и пение, по возможности на открытом воздухе. Упражнения на развитие заботы об окружающих: забота о животных и растениях.»

Счастья Вам и Вашему дому! 🙂