Эту статью о своем опыте занятий плаванием с грудной дочкой я пишу уже чуть больше месяца...
Плавать раньше, чем ходить?
Вот небольшое видео - 37 секунд.
На нем младшей дочке Лилечке - четыре недели:
С чего все начиналось?
Старшая дочка
Старшую доченьку Софью в большой ванной мы не купали. В полгодика мы повели ее в бассейн. Наша малышка оказалась настоящей рыбкой! 🙂 Мы ходили в бассейн безо всякой системы, просто для удовольствия. Но мне очень хотелось найти материалы, посвященные обучению малышей плаванию!
- Как научить грудничка держаться на воде?
- Как научить его погружаться под воду?
- Какие существуют упражнения? Где найти информацию об этом?
Помню, что нашла в электронном виде книгу Владимира Скрипалева «И снова холод полюбить». Прочитала главу
Сесиль Лупан Поверь в свое дитя
Тем временем педиатр Софьи порекомендовал мне прочитать книгу Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя».
В ней я нахожу ответ на один из «мучивших» меня вопросов - о погружении в воду.
В начале книги автор рассказывает о занятиях с дочкой в бассейне. Занятия проводились по системе Клэр Тиммерманс, написавшей «Как научить ребенка плавать»:
«Никогда не забуду второй урок. В этот раз малыши должны окунуться с головой. Трудность состоит в том, чтобы они прервали дыхание в момент погружения головы. Можно было бы, конечно, просто опускать ребенка в воду и, наглотавшись несколько раз, он бы в конце концов все понял; но это вызвало бы вопли и отвращение. Оказывается, есть очень простой способ избежать неприятностей. Достаточно подуть в лицо малышу непосредственно перед погружением, а окунув, тотчас вынуть. Изумленный этим внезапным «порывом ветра», он закрывает глаза и на секунду задерживает дыхание, чем и следует воспользоваться.
Я дую, погружаю и вынимаю Галю, которая смотрит на меня с незабываемым выражением: засмеется она или заплачет? Мы глядим друг на друга. Я внезапно понимаю, что каждая из нас хочет по выражению лица другой понять, как ей реагировать. Тогда я рассыпаюсь в поздравлениях и похвалах. Галя улыбается! Эта улыбка открыла мне глаза. Мой энтузиазм помог ей впервые в жизни себя преодолеть. И это в три месяца!...»
Воспользовавшись описанным Сесиль Лупан приемом, мы научили Сонечку погружаться под воду. Но что делать дальше, было непонятно...
- Какие упражнения выполнять?
- Нужно ли покупать ребенку очки?
- Какие плавательные средства необходимы для самых маленьких?
В итоге, я купила Софьюшке круг, который практически не пригодился. Очки, которыми она почти не пользовалась. Потому что ныряла дочка не глубоко, закрывая при этом глазки. Так называемый «пояс Нептуна» и крошечные нарукавники.
И вот со старшей дочкой мы чередовали - веселое «барахтанье» в бассейне без вспомогательных средств, плавание в нарукавниках или поясе, и погружения в воду...
Младшая дочка
Этим летом
Плавать раньше, чем ходить
Я нашла в продаже и прочитала книгу Владимира Скрипалева «Плавать раньше, чем ходить».
Еще я просмотрела электронные копии одноименных книг Никиты Янушанца и Захария Фирсова. (Фирсов написал свою книгу «Плавать раньше, чем ходить» в неофициальном соавторстве с супругами Скрипалевыми).
Все книги совсем небольшие, с подробными инструкциями. При желании с краткими выдержками из книги Скрипалева можно познакомиться
Начиная занятия с Лилечкой, я совсем не была уверена, что справлюсь.
Но очень хотелось попробовать.
Методика обучения детей плаванию - с чего начать?
В книгах все расписано достаточно ясно и четко.
- Купать малыша в большой ванной можно на десятый-четырнадцатый день после рождения. К тому времени у младенца уже заживет пупочная ранка.
- Главные задачи первых месяцев ежедневных занятий – это адаптация к воде и освоение плавания на спине, умение самостоятельно держаться на воде в течение пяти минут безо всякой поддержки. «Физиологи объясняют это чудо просто: «Ребенок поплывет, когда расстанется со сгибательной позой».
- Приведены примерные «таблицы закаливания». Вот рекомендации Скрипалева, касающиеся температуры воды и продолжительности занятий в течение первого месяца:
Условия проведения занятий |
Дни проведения занятий |
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 | ||
Температура воды в ванне в ° | 34° | 32° |
Продолжительность занятий в мин | 5 6 8 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 |
- Можно включить музыку.
- Начинать урок следует спустя 1,5-2 часа после кормления. Между окончанием плавания в ванной и началом очередного кормления также рекомендуется делать перерыв не менее 20 минут.
- Дверь ванны следует оставлять приоткрытой. Это поможет «исключить возможный перепад температур и избежать последующего закутывания ребенка».
- Перед плаванием рекомендуется чистить ванну содой и добавлять в в воду настои череды или ромашки.
Еще Никита Янушанец предлагает добавлять в воду настои лаврового листа и чистотела. Осторожно! Лечебную траву чистотел не следует применять детям до 12 лет!
Итак, я прочитала книги и познакомилась с основными движениями и со способами поддержки ребенка в воде.
Распечатала для удобства предложенные план первого месяца занятий и страничку с описанием подготовительного массажа.
Купила маленькие часики на подставке и удобный плавающий цифровой термометр-игрушку.
И мы с Лилечкой начали учиться плавать! А точнее учиться держаться на воде.
Начинать было непросто, как и все новое.
Ведь нужно было приучить себя к ежедневным занятиям. А также преодолеть страх перед купанием двухнедельной крошки в большой ванной. (Старшую дочку мы пару раз попробовали купать в ванной, когда девочке было месяца три-четыре. Ей не понравилось). Потом каждый раз преодолевать страхи, пробуя новые движения. Еще я опасалась, что моя спина не позволит мне продолжить занятия...
Ведь как пишет Владимир Скрипалев:
«попадая в водную среду, грудничок инстинктивно затаивает дыхание, а по достижении разгибательной позы в 2-4 месяца – плывет без обучения! Правда за это время у родителя, склонившегося над ванной, капельки пота собираются в ручеек, и успевают укрепиться мышцы спины...»
И вот в два с половиной месяца Лилечка поплыла!
Точнее сказать, она научилась расслабляться и держаться на воде в течение минуты без моей поддержки. Это случилось, когда я надела на нее чепчик для плавания.
Маленький нюанс
Хотя рекомендуют занятия в воде через большой промежуток времени после кормления, а также не кормить малыша сразу после купания, я редко следовала этим рекомендациям.
Лилечка часто начинала плакать сразу после купания в большой ванной. И старшая дочка Софья плакала, когда паузы между кормлениями были большими. Поэтому я почти всегда кормила дочек сразу после купания.
Иногда вместо груди я давала девочкам витамины. Перед этим я промокала нежную детскую кожу тоненьким полотенцем из марли вместо обычного «толстого» полотенца, быстро закутывала и прижимала к себе. Это помогала быстрее успокоить малышек. После вечерних купаний включала дочкам
Поэтому мне очень понравились рекомендации доктора психологических наук, профессора, мудрой Галины Григорьевны Филипповой. В частности, ее совет «встречать» малышей после купания приятным теплым полотенцем для закрепления положительного эффекта правильно организованного пребывания крохи в воде. Галина Григорьевна рассказывает о том, какие ощущения и переживания возникают у младенца во время водных процедур. Из видео Вы узнаете, как сделать процесс купания приятным для малыша.
Методика обучения детей плаванию - продолжение
Пришло время переходить к следующему этапу занятий.
- Время пребывания в воде продолжает увеличиваться.
- Рекомендуют повесить в поле зрения ребенка игрушки.
- Этот этап включает в себя погружения.
А у меня никак не хватает мужества окунуть мою крошечку под воду...
Я начинаю искать обучающие видео. Нахожу передачу с Евгением Комаровским. В нем знаменитый доктор делится своим личным опытом:
Оказывается, в интернете выложено множество
Совершенно случайно я попадаю на сайт профессиональных тренеров по плаванию.
Статьи на этом сайте резко охладили мой пыл!
- Я поняла, что делала неправильно.
- Узнала, как и чем заниматься дальше.
- Нашла ответ на многие оставшиеся вопросы.
И я советую всем, кто занимается или планирует заниматься ранним плаванием с ребенком, ознакомиться с этими материалами.
Грудничковое плавание - за и против
Совсем маленькие дети передвигаются в бассейне «как получается»... При этом они приобретают навыки неправильных движений и неправильного дыхания и закрепляют их...
«В Бельгии учёные, в результате недавних исследований, снова утвердились в своём мнении, что... хлорка в соединении с естественными загрязнениями, содержащаяся в воде бассейнов, способна повреждать дыхательные пути малышей. Она значительно увеличивает риск появления, например, такой опасной болезни, как бронхиолит... В первую очередь, речь про закрытые бассейны, так как там концентрация хлора в воздухе весьма высока...».
«Погодите, какое плавание, какое закаливание для грудничков в бассейне? ... При нас врач очень убедительно уговаривала молодых родителей не идти в бассейн с шестимесячным ребенком, поскольку там полно хлорки, нитратов и другой дезинфицирующей заразы, а легкие у ребенка развиваются только к трем годам... И до двух лет официально нельзя в бассейны пускать. Так что может все-таки не стоит совсем маленьких по бассейнам водить?»
Приведу небольшую выдержку. Меня потрясли следующие слова:
«Вот выборочная статистика по 100 мамам, которые регулярно занимались ранним плаванием со своими детьми и с которыми я беседовала лично. 92% из них говорят, что в первые дни обучения плаванию у детей был сильный испуг. Но лишь 14% мам при этом сами испытывали чувство тревоги и страха за своего ребенка.... Материнский инстинкт у современных женщин настолько притуплён и зашлифован желанием успеть за всеми модными тенденциями, что мать не видит ужаса своего ребёнка в ситуации, когда он подвергается опасности.»
«...Мне кажется, это мама просто ужас ребенкин не распознает...»
Я вдруг вспомнила слезы Лилечки после пребывания в воде. Пришло осознание, что я перегружала ее. И вводила в стресс своими не всегда умелыми манипуляциями или слишком долгим по продолжительности купанием в прохладной воде...
Вопросы - ответы
В заключение, еще ссылки:
«В ванной, где есть какая-никакая опора для рук и ног, и водное пространство ограничено, по-моему мнению, допустима любая активность, на которую малыш только способен. И это ему ничем не грозит - в плане выработки неправильных плавательных навыков. А вот двигательная активность в бассейне, где нет опоры для рук и ног, и бОльшие водные просторы, - это совсем другое дело. И тут неправильные плавательные навыки, конечно же, неизбежно вырабатываются...»
Выводы, которые я для себя сделала
Итак, я ознакомилась со всеми вышеперечисленными материалами... И я больше не хочу учить дочку «плавать раньше, чем ходить»!
Особенно после просмотра интервью с российским ученым, эволюционистом, палеоневрологом, доктором биологических наук, заведующим лабораторией развития нервной системы Института морфологии человека РАМН, профессором Сергеем Вячеславовичем Савельевым. Где он говорит:
«Вредно учить детей сначала плавать, а потом ходить. Потому что, когда формируется мозг у маленького ребенка, если его научить сначала плавать, у него возникнут устойчивые связи между центрами, характернымидля управления движениями в воде. А когда его будут потом заставлять учиться ходить, он будет уже ходить не за счет архаичных древних центров вестибулярного аппарата, а за счет коры, и будет разсогласование. Такие дети, особенно городские, часто кончают эпилептогенными состояниями, тяжелыми нервными расстройствами...»
Впредь, со старшей дочкой - ей сейчас три годика - мы не будем использовать нарукавники и круг. Чтобы не приучать ребенка к неправильному - вертикальному положению тела в воде и не закреплять неправильные движения руками и ногами. Мы будем заниматься, следуя следующим рекомендациям профессиональных тренеров:
«К 4-м годам, к лягушатнику, максимум, чему родители должны научить малыша, если, конечно, они никак не могут побороть в себе желание учить его плавать самостоятельно:
1. Опускать лицо в воду.
2. Делать выдохи в воду.
3. Задерживать дыхание - ныряние.
4. Отталкиваться от мамы или папы и скользить к бортику-лесенке - сначала с доской, а потом уже и без.
5. Спокойно лежать на воде с поддержкой и без - на груди и на спине с вытянутыми конечностями. Тут нужно быть предельно осторожным и не напугать!
6. Рассматривать в очках и доставать предметы со дна, причём ныряя только с помощью родителей, а не работая ногами-руками, так как в противном случае навык неправильно работать ногами неизбежно будет выработан!
7. Приучить малыша к очкам.
Всё! А всё остальное - пусть играет, брызгается, прыгает с бортика, катается на маме или на папе на спине. Буксировать его за ручки: «Ты - баржа!» Лишь бы получал удовольствие и не делал неправильных движений конечностями, чтобы не плавал. И, таким образом, чтобы он не приобретал и не закреплял неправильные навыки плавания!.. Потому что после обучения родителей, даже профессиональному и добросовестному тренеру потребуется затратить много труда на переучивание... Если начать обучение в 7-8 лет - это тоже нормально - и не поздно! В 7-8 лет ребёнок за 3-4 месяца освоит всё то, чему 4-х летнего научили за 2-3 года...»
С младшей дочкой при проведении водных занятий с целью ознакомления с водной средой и закаливания я буду придерживаться следующих принципов:
- В закрытый бассейн с хлорированной водой мы пойдем не ранее двух-трехлетнего возраста.
- Дома в ванной - временные и температурные таблицы использую только в качестве примерного ориентира.
- Слушаю интуицию. Внимательно наблюдаю за ребенком.
- Вынимаю малышку из воды до того, как она утомится. Впредь никаких перегрузок, никакого стресса! Сегодня это семь-восемь минут пребывания в воде при температуре в 32 градуса. Критерий - улыбка малышки. 🙂 И никаких слез - ни во время, ни после купания!
- Никакого самостоятельного «обучения плаванию»! Только некоторые игровые упражнения в удовольствие, для прививания любви к воде и укрепления здоровья. Например, шагание по дну. Пассивные покачивания на маминых руках.
Счастья Вам и Вашему дому!
Ольга, спасибо за содержательную и очень информативную статью. Вы проделали огромную работу по подбору материала да ещё и использовали личный практический опыт.
Юрий, благодарю за отклик! Очень важно и приятно знать, что людям полезно то, что я делаю:)
Добрый день, Ольга,
тоже подключусь к раскрытой теме. Я со своей дочкой где то с 2.3 месяцев ходила на плавание для малышей. Там мы научились нырять по вышеописанному методу и с основными движениями и со способами поддержки ребенка в воде. Ей нравилось, и теперь она плавание любит. Насчёт паров хлора считаю, что это явное преувеличение, в нормальных бассейнах существуют нормы добавления хлорки в воду. Есть ещё роды в воду, как многие знают. Насчёт мнения Профессора Савельева про ранее плавание согласна отчасти, он там всё перемешал и подростков и ранее плавание. То что он говорит про влияние фильмов на подростков, согласна с ним на 100 %. Но с плаванием, это должно быть как-то проверено и доказано.
Милая Алена!
Во-первых, я очень-очень рада, что ты заглянула ко мне «в гости» 🙂
Что касается исследований бельгийских ученых, то я прочитала оригинал статьи на английском, и склонна доверять их мнению. Тем более, что на сайте Профессиональных тренеров по плаванию приведены примеры и других исследований. Действительно, существуют нормы добавления хлора. Его концентрация должна быть достаточно высокой, чтобы был эффект обеззараживания. Поэтому если для легких взрослых вред минимален, то для самых маленьких — есть риск повредить легкие парами хлора при их чрезмерной концентрации в закрытом бассейне. Насколько я поняла, это в меньшей мере относится к открытым бассейнам. Поэтому, если со старшей Сонечкой мы ходили в бассейн с шести месяцев — хотя и не регулярно, то с младшенькой я повременю до двух-трех лет. А к лету, возможно, найдем открытый бассейн. Или поедем к морю 🙂
Ты меня рассмешила, говоря, что профессор Савельев все перемешал. Я полагаю, просто разговор касался сразу нескольких тем. Целиком это интервью я не видела. Тем не менее, я посмотрела доклад профессора по проблемам формирования мозга. Должна сказать, что он меня очень впечатлил, и я склонна доверять его мнению. Теперь мы в ванной просто играем с водичкой. Я жду, когда малышка научится ходить, чтобы возобновить некоторые упражнения в воде 🙂 …
Вы с Анитой часто ходите в бассейн?
Оля, сколько человек (психологов, тренеров, педиатров), столько и мнений. Ни одному из них не стоит доверять на 100%, и мне кажется, что вы поступаете мудро, полагаясь на материнскую интуицию и выбирая лучшие и обоснованные советы.
А Лилечка молодец! Так ножками бултыхает активно, чувствует себя свободно. 🙂
P.S. Чуть-чуть прокомментирую видео. После слов Галины Григорьевны о предках, живущих на деревьях, становится смешно. Кажется, уже всем известно. что теория Дарвина так и осталась теорией. Ну разве это научное объяснение? 🙁 Вопрос риторический 🙂
Спасибо за отклик, Елена! Да, маме всегда следует выбирать то, что подходит ей и ребенку. Если это доставляет радость, удовольствие, — значит, это правильно.
При этом, полезны и разумные трудности, нагрузки 🙂
Я не обратила внимания на эти слова Галины Григорьевны, меня тронула ее доброта, любовь к деткам, какое-то тепло и мудрость.
Уважаемая Елена, у меня есть пара слов по поводу Вашей фразы «сколько человек (психологов, тренеров, педиатров), столько и мнений»:
По поводу педиатров я ничего не скажу, т.к. не очень в курсе разброса их мнений.
Но вот по поводу Тренеров (как представитель этой социальной группы) я скажу:
Сошлитесь, пожалуйста, на каких-либо РЕАЛЬНЫХ Тренеров (не имеющих тренерской квалификации разных тётенек, которые зарабатывают себе на жизнь на «обучении плаванию грудничков» — просьба, не предлагать под видом Тренеров!), которые бы оспаривали озвученное нами мнение (по поводу вырабатываемых навыков и вытекающих из этого перспектив с дальнейшим обучением и «плаванием по жизни»), а то у меня есть очень большие сомнения в том, что Вы сможете сослаться хоть на какие-то альтернативные Тренерские мнения.
И ещё про «мозговедов» (психиаторов/психологов) — по поводу мнений профессоров Филиповой, Козловской, и, особенно, Савельева- тоже хотелось бы хоть каких-то ссылок от Вас, где аргументированно оспаривается озвученное ими мнение со стороны специалистов ТАКОГО ЖЕ УРОВНЯ.
Тоже самое и по поводу значимого вреда для лёгких малышей до 2-х лет от вдыхания паров хлора (информация от Рейтерс и врача клиники Mayo).
И по поводу Вашего: «Кажется, уже всем известно. что теория Дарвина так и осталась теорией. Ну разве это научное объяснение? 🙁 Вопрос риторический 🙂 » — тоже хотелось бы того, чтобы Вы сослались на некую более авторитетную (для Вас) теорию, альтернативную Дарвиновской.
Надеюсь, Вы имели в виду не теорию Чарковского «О происхождения людей от ВОДНОЙ человекообразной обезьяны»? 🙂
Спасибо!
* Очень надеюсь на то, что Вы действительно владеете данным вопросом в должной мере и, что предметный спор по данному вопросу с Вами действительно возможен, и что не выйдет из всего этого «как и всегда» (в стиле «написали и исчезли»).
PS
Уважаемая Ольга, Вам я тоже хочу сказать СПАСИБО за попытку непредвзято разобраться в вопросе, однако, вот и Вы тоже, увы, никак не прокомментировали информацию от Козловской, и, особенно, Савельева — и, разумеется, информацию по поводу значимого вреда для лёгких малышей до 2-х лет от вдыхания паров хлора (информация от Рейтерс и врача клиники Mayo), а это, по моему мнению, наиболее значимая информация, расположенная нами на странице «Что говорят учёные про раннее плавание детей».
— Надеюсь, Вы эти моменты как-то откомментируете — мне действительно интересно Ваше мнение.
Спасибо!
Уважаемая Юлия,
Я совсем чуть-чуть изменила Ваш ответ Елене, которую я давно знаю и уважаю, чтобы он был немного менее резким. Хотя я прекрасно понимаю, что Вы пишите о давно наболевшем.
Я дня три изучала обширные материалы, выложенные на Вашем сайте, но информацию про Савельева как-то пропустила. Еще раз вернусь, и посмотрю внимательней.
Информации у Вас очень много. Поэтому я и дала родителям несколько ссылок на Ваш сайт, чтобы они сами смогли ознакомиться и со статьей профессора Козловской и с информацией о вреде для детей до двух лет вдыхания паров хлора в бассейне. И сделать выводы.
Спасибо за замечание, я включу информацию о вреде вдыхания паров хлора непосредственно в статью. Чтобы родители ее увидели сразу. Так как это, действительно, очень важно знать! 🙂
Уважаемый тренер по плаванию Щербакова Ю.М.
Я не имела цели опровергать чьи-то конкретные методы каких-то конкретных тренеров. Написала свой комментарий, прочитав статью Ольги и опираясь на свой жизненный опыт. Суть была такой — мама мудро поступает, когда анализирует разные методы. выбирает и применяет лучшее, то что подходит для ее ребенка и доставляет удовольствие и ей, и малышу. Что Ольга пишет? Нашла одну методичку, стала дальше продвигаться в этом вопросе, был страх перед погружением в воду, искала, искала, нашла советы профессиональных тренеров, узнала много нового, какие-то советы применила, какие-то подошли не очень, сделала свои выводы, полагается на интуицию мамы. а не следует слепо ВСЕМ рекомендациям. За это я ее и похвалила. Нормальный человеческий комментарий, странно, что Вы его восприняли. как выпад. А если так, то извините, что задела Ваши чувства.
Ну а по поводу риторического вопроса. Риторический вопрос — это вопрос для личного размышления, а не вопрос, вызывающий на спор. Все выводы должны на чем-то базироваться. Я знаю, что теория Дарвина так и осталась теорией (при желании Вы самостоятельно можете исследовать этот вопрос), а значит когда вывод человека базируется на несуществующей основе, он может быть неправильным. Это мое мнение. А что Вы будете думать по этому поводу — это Ваше личное дело. Я потому и отметила, что вопрос РИТОРИЧЕСКИЙ.
Еще раз извините, что вызвала у Вас такой негатив. Я не хотела.
Зря Вы пытаетесь приписать мне какой-то, якобы, возникший у меня негатив, некую обиду за, якобы, мои «задетые Вами чувства» и восприятие мной Вашего поста как некий «выпад». Просто после прочтения Вашего 1-го поста у меня возник ряд вполне конкретных вопросов к Вам, которые я, по простоте душевной, и задала Вам с единственной целью — «уточнить Вашу позицию и глубже ознакомиться с Вашими аргументами, на которых, вероятно, эта Ваша позиция базируется, и, возможно, даже как-то возразить на Ваши аргументы своими». Теперь я вижу, что я сделала это зря, и моя надежда на предметный разговор со знающим человеком, к сожалению, не оправдалась.
Т.к. вести разговор не по существу предложенной автором темы (которой, как я ранее полагала, Вы, действительно, владеете), мне просто, извините, неинтересно, то позвольте откланяться, извинившись за вторжение и за то, что своим постом к Вам я лишь невольно отняла у присутствующих время.
Спасибо за ответ, хотя он, к сожалению, и не содержит никаких ответов по существу заданных мной Вам вопросов.
Всего Вам доброго, до свидания.
~ данное сообщение ответа не требует ~
Уважаемая Юлия,
Я совсем чуть-чуть изменила Ваш ответ Елене, которую я давно знаю и уважаю, чтобы он был немного менее резким. Хотя я прекрасно понимаю, что Вы пишите о давно наболевшем.
Я дня три изучала обширные материалы, выложенные на Вашем сайте, но информацию про Савельева как-то пропустила. Еще раз вернусь, и посмотрю внимательней.
Информации у Вас очень много. Поэтому я и дала родителям несколько ссылок на Ваш сайт, чтобы они сами смогли ознакомиться и со статьей профессора Козловской и с информацией о вреде для детей до двух лет вдыхания паров хлора в бассейне. И сделать выводы.
Спасибо за замечание, я включу информацию о вреде вдыхания паров хлора непосредственно в статью. Чтобы родители ее увидели сразу. Так как это, действительно, очень важно знать! 🙂
Уважаемая Ольга!
PS
Ссылка на ту статью, на которую ссылался Рейтерс-Хелф http://erj.ersjournals.com/content/36/1/41.full?related-urls=yes&legid=erj;36/1/41
Всего Вам доброго! ))
Уважаемая Юлия!
Как и обещала, я внимательно посмотрела интервью с профессором Савельевым и внесла в статью несколько изменений.
Надеюсь, вся эта информация, собранная Вами, и касающаяся грудничкового плавания, поможет и другим родителям полностью разобраться в этом вопроссе и сделать правильные выводы.
Мы тоже плаваем, с четырех месяцев по два раза в неделю на курсах для грудничков. У меня даже есть специальная рубрика есть http://detskilepet.com/category/razvitie-i-vospitanie-malysha/plavanie-s-malyshom/ Только я все равно еще не дошла до того, что бы сына в «свободное плаванье отпустить»)))
Ира! А какой сейчас возраст у твоего сыночка? Ты знаешь, какую систему очистки воды в бассейне применяют в Швейцарии?
Моему малышу 4,5 месяца…я из тех мамашек, которые все, что делают, делают для развлечения ребенка. Хотя с начала хотелось чего-то там развить, как модно говорить сейчас — осознанно развивать. Конечно, купаться мы тоже пробовали, только 3,5 месяца у нас не было доступа к большой ванной, малыш рос по 4 см в месяц, и как-то ванночка племянника быстро становилась маленькой…но…до месяца мы просто купали, чтоб помыть. В отварах, не читая нигде как и что, сразу клали на спину, пока у него настроение было, придерживая за шею-голову предлагали ему отталкиваться от бортика, ему нравилось в первое время, а потом…начались крики…После месяца я начала его купать начинать с пузика, он барахтался, пока было настроение…педиатр сказала, что нужно до 20 мин купать — его настроения хватало на 5-7… ванночка становилась все меньше. Я начала наливать меньше воды, чтоб он доставал до дна. Но все равно ему не особо нравилось. В 3,5 мы переехали домой, появилась большая ванна. Я начала совместное плаванье — залазила с ним, выкладывала на себя, возила по воде, стоял там…но не особо…Уже больше недели кладу его на дно и набираю воду на сантиметров 10, он там барахтается, еще появились игрушки, грызет…когда на спине, поливаю из душа определенные части тела и называю…ножка, пяточка, мужик…так минут 20 он и купается… в общем, не гонюсь я за желанием научить его так рано плавать. Вот стоять любит — стоит:-) А плавать — неее, значит не будем мучать:-)
Наталка! Я тобой давно и искренне восхищаюсь, и твоим подходом к воспитанию. Ты все всегда делаешь интуитивно правильно, по моему мнению. Всем интересуешься, хорошо информирована, и это притом, что это твой первый малыш. И ты так чутко прислушиваешься к своему сыночку и к своим ощущениям, и следуешь им и своей интуиции.
А мне понравилось, что Вы при 32 градусах умудряетесь купать дитя:-). Меня убедительно просят купать при градусах так при 40-45!! Родственники любители банных процедур, мы же не выносим пар, вот, стараются приучать:-).
Правда, без маминого согласия еще никому не удавалось навязать детям свое мнение….
Надежда! Одно другому не мешает — можно и в баню ходить и закаливаться купанием 🙂 В книге «Экология Младенчества», о которой я писала ранее, рассказывается о пользе бани для младенцев. Даны рекомендации 🙂