Продолжаю изучать систему «МИР ребенка» Павла Викторовича Тюленева.
«Какие преимущества даст ребенку раннее освоение рисования? Что может дать раннее рисование, увлечение кинематографом (актерством, режиссурой), программированием?
Например, если ребенок рано научится рисовать, то границы его мышления могут существенно расшириться.
Для иллюстрации этого приведем следующий рассказ родителя.
«И сказала мама: «Позанимайся с ребенком»!
Во втором классе мама однажды в сердцах сказала отцу: «Ты ведь профессиональный художник - позанимайся с сыном, научи его рисовать! Тебе трудно это, что - ли?»
Отец нехотя согласился, и три дня мне рассказывал о секретах художнического ремесла, показывал. В первый день он научил меня затачивать и держать карандаши, наносить полутона, разводить краски, работать с гуашью, пастелью и другими материалами и инструментами.
Во второй день рассказал о перспективе, некоторых приемах, технике набросков. Потребовалось знать наизусть пропорции частей человеческого тела и лица. Все это тоже сопровождалось упражнениями.
Третий день был посвящен рисункам, наброскам, композиции, то есть, объяснениям, что такое картина, техника масштабирования (как увеличивать маленькие рисунки, эскизы до бесконечных размеров) и правилам рисовании портретов.
В заключение был наложен строжайший запрет на раскраски, перевод картинок. Отец так и сказал: «Если хочешь навсегда потерять способность к рисованию - лучшего средства, чем раскраски и «переводилки» всякие, не придумать!»
На этом обучение теории закончилось, и я стал рисовать по перечисленной отцом программе. Я рисовал обычные домашние вещи, причем самые простые: коробки, стаканы, мячи, графины, череп и скелет, найденные в книжках и, наконец, свою руку до почти фотографической точности.
Критерием качества был один: рисовать нужно было идеально правильно, так, чтобы мой рисунок почти не отличался от некоторых рисунков, сделанных профессионально в книгах и тех, которые сделал отец.
После нескольких упорных попыток я, наконец, добивался почти такого же качества. Но у меня не было желания постараться так, чтобы нарисовать лучше, чем отец.
Помню, что еще отец очень убедительно мне сказал, что нужно постоянно стараться рисовать с натуры. Он поднялся, открыл шкаф, достал и подарил мне свой небольшой этюдник, с которым, будучи фронтовиком - студентом, сразу после войны, ходил «на этюды», то есть рисовать природу. После этого и я несколько раз ходил рисовать с натуры.
Правда, эти опыты мне почти всегда не удавались - такой процесс творчества меня не захватывал, я все время почему - то думал о том, что нужно идти дальше, чем отец, и что рисование - это только начало.
К рисункам нужны были пояснения и я решил стать писателем. Потом оказалось, что не хватает движения, звуков - так я начал готовиться быть режиссером кино. Фильмы встречались глупые, и пришлось стать философом, экономистом и социологом. Позже я пришел к выводу, что самое интересное и полезное - моделировать действительность на компьютерах. В конце концов, я начал создавать компьютерные игры.
Еще одна такая история случилась в результате того, что я рано научился писать и читать стихи. В девятом классе наша завуч, освободила меня от уроков литературы. Это произошло неожиданно, случай был уникальный.
Однажды, рассказав о своем учителе, она неожиданно предложила поставить «пятерку» тому, кто будет знать наизусть его любимую поэму. Я сдал ей перед всем классом «Евгения Онегина» наизусть. Ей ничего не оставалась, как поставить оценку за год, и отпустить меня с миром - класс потребовал: «Сделайте, как обещали!». По привычке на литературе меня никогда не спрашивали до окончания десятого класса, если только я сам не вызывался отвечать.
Думаю, мне очень повезло, и я от этого выиграл. Вместо толстенных и не всегда интересных томов из обязательного списка по литературе я читал то, что мне было интересно: Джека Лондона, Ф.М. Достоевского, В. Леви, фантастику, и многое другое, даже … «Капитал» К. Маркса...
Так что с положительными сторонами ускоренного самообучения я знаком...
Лишь через много лет я узнал, что за эти три дня, во втором классе отец со мной прошел весь первый курс художественного института, хотя сам он, если говорить формально, не имел даже полного среднего образования.»
Такие примеры можно продолжать бесконечно. Я уверен, многие из родителей тоже вспомнят случаи из своей жизни, когда раннее развитие в какой - либо области, давало существенные преимущества...»
Отрывок взят из «Сто вопросов по раннему развитию ребенка, часть 2» Павла Викторовича Тюленева.
Еще раз убеждаюсь, что самое ценное, что мы можем дать нашим детям - это наше время. Быть с ними, быть в настоящем, здесь и сейчас, что бы мы не делали вместе. Искренне получать удовольствие от общения и делиться тем, что знаем и умеем 🙂
P.S. Оказывается, у этой истории есть
***
Анекдот.
Вчера с дочкой рисовали котёнка. Утром обнаружили такого же за дверью.
Сегодня всей семьёй будем рисовать дом в Испании, «Лексус» и норковую шубу 🙂
Привет, Оля. А я бы не была так прям уж категорична к раскраскам. Ребенку нужно всё показывать и давать пробовать. Мой четырехлетний сынок может целыми днями сидеть за рисованием, но иногда он просто просит раскраску, я не отказываю. Тем более, и раскраски есть разные, сейчас в продаже имеются так называемые мандалы — я не знаю как на другом языке это звучит: такие сложные узоры, которые нужно пропорционально раскрасить. Даже мне интересно проводить время за этим делом.
Привет, Гульсина! Рада видеть тебя в гостях! Я и не слышала о мандалах! 🙂
Что касается раскрасок, я не могу ответить тебе за отца Павла Викторовича Тюленева 🙂 Но думаю, что для совсем маленьких деток они, действительно, полезны. Это уже позже — в данном случае, когда ребенок ходит во второй класс, уже можно учиться рисовать профессионально, как показывает удивительный опыт автора 🙂
А я вот совершенно согласна с теорией вреда раскрасок.
Статья безумно интересна. А ведь толчком была… мама, в сердцах, скорее всего от усталости и перегруженности попросившая отца научить рисовать ребенка:-)
В итоге мама молодец, как не крути;-)))
Надя, толчком послужили слова мамы. Как многое зависит от нас, мам! Мы — первые педагоги. С папой, конечно. Какую ответственность накладывает на обоих. И эту ответсвенность невозможно перекладывать на школу и общество.
Родители могут получить максимальные результаты и, в то же время, сократить затраты до минимума — перейти в новую, оптимальную систему раннего образования от 0 до 18-ти лет МИР ребенка и сделать детей одарёнными и талантливыми. При желании, теперь можно освободиться от огромных затрат на обучение в школах.
🙂
Если заметны успехи именно в рисовании, то , конечно, важно развивать этот талант. Для маленьких детей без раскрасок никак не обойтись, мне кажется.
Таня, я старшей дочке раскраски не покупаю. Мы занимаемся свободным рисованием. Но иногда нам дарят раскраски. Я тогда ничего не говорю, когда дочка с гостями раскрашивает. Я согласна с Вами, что надо наблюдать за ребёнком, чтобы заметить, что у него получается, чем он занимается с наибольшим удовольствием. А затем создать ему оптимальные условия для развития таланта 🙂
Ольга, в любом случае, когда что-то вместе дети делают, лучше их не ограничивать, ведь научиться работать в команде — это тоже очень важный навык.