Я продолжаю изучение методики Тюленева.
В статье об
Методика Тюленева
Оно проливает свет на тайну возникновения удивительной системы «МИР ребенка».
Итак, даю слово Павлу Викторовичу Тюленеву:
«В этой истории о методике обучения рисованию моего отца, В.М. Тюленева много интереснейших подробностей:
Тогда семья художника Тюленева жила в одной комнате, которая одновременно служила и мастерской, где пахло краской, и у окна стоял мольберт - отец тогда постоянно подрабатывал дома: рисовал портреты, и даже иконы - надо было достраивать наш дом на улице Онежской.
Назревали проблемы.
Младшие братишки - погодки 3-4 лет – подрастали. Были агрессивны. Обстановка стремительно накалялась... Малыши-кибальчиши воспринимали старшего брата как игрушку и лезли драться. Остановить их было невозможно...
Было два пути:
- либо подавить и сломать старшего брата - меня, заставить терпеть естественную активность младших братьев и погубить, так как уединиться даже для школьных занятий было нельзя. Но это было невозможно - я бы просто ушел из дому сам, убежал бы, стал беспризорником - такой был характер...
- либо найти неординарный выход из создавшегося, по сути, катастрофического для семьи и всех детей положения.
И после одного, первого же несправедливого наказания – из-за выходок младших братьев - меня отцом, мама нашла выход из критического положения. Она серьезно поговорила с ним и, по сути, заставила отца отвлечься от работы на несколько часов в день и научить меня рисовать!
После этого строгого обучения через неделю я уже ходил на этюды – «рисовать природу» на несколько часов, и всё успокоилось...
Итак, я систематически ходил на этюды с подаренным этюдником, «оттачивал мастерство», пока братья «мутузили» друг друга...
Через полгода мы переехали уже в три комнаты, на первый этаж только что построенного и отделанного дома. И у меня появилась возможность закрываться в большом зале - гостиной, и делать уроки в спокойной обстановке...
К тому времени мои рисунки в школе уже были нарасхват: никто не верил, что их рисовал я, а не какой-либо профессионал... В третьем классе я вынужден был скрывать, что хорошо рисую. Был даже случай, когда пришлось вмешиваться директору школы, чтобы найти и забрать у старшеклассников мои рисунки...
Через 4-5 лет в 7-8 классе я увлекся на уроке рисованием на тему «Как вы отметили день 7 ноября 1965 года?». В это время наш школьный учитель по рисованию и черчению, обходя класс, воочию увидел, как рождается профессиональный рисунок. Он громко сказал, что он «ничему не сможет меня больше научить, а только может испортить...» Он был честным и принципиальным - ещё на первом уроке обмолвился, что если кто-то нарисует лучше, чем он, то он освободит от уроков... Ни я, никто другой не придали тогда значения этим словам. Но этот учитель пошел к директору школы и по собственной инициативе добился «освобождения Тюленева от рисования и черчения».
Правда, вместе с директором и завучем меня попросили раз в квартал делать заставки к школьной стенной газете. После первой же заставки я передал это дело отцу: он рисовал быстро и с удовольствием. Ему меда не надо было, дай порисовать что-нибудь творческое 🙂 ... Я же в это время, помнится, усердно читал, в том числе... Карла Маркса. В то время «Комсомольская правда» печатала школьные сочинения этого «гиганта мысли»...
В общем, благодаря тому, что из-за необходимости и по настоянию матери, отец передал мне свои профессиональные навыки по рисованию и сумел меня научить: «хорошо рисовать - значит правильно думать» - а именно так он называл рисование, по-Репину - мне удалось в дальнейшем освободиться ещё от 2-х предметов: литературы и русского языка.
Это было настоящее счастье, потому что мама лечилась долгими месяцами в далёком Крыму, отец непрерывно работал, и весь дом: большое хозяйство и обучение братьев - всё лежало на мне. А меня тогда уже интересовали психология, казусы и проблемы неэффективности педагогики, философия, научная фантастика и зарубежная литература и так далее.
Так что теперь, после получения свободы было время заниматься самообразованием, и я уже на практике догадывался или даже на своём опыте знал, что потенциал ребенка используется не более, чем на 5 %.
Таким образом, когда в 1964 году вышла и стала известна книга Норберта Винера и другие книги по кибернетике, и о ней повсюду стали говорить, мне, как никому другому, была понятна фраза о том, что мозг человека используется лишь на пять процентов...
Я бесконечно удивлялся тому, что педагоги ничего не делают, не предпринимают в этой связи, и решил, что это будет главным делом в моей жизни, хотя было поставлено ещё и много других задач...
Впрочем, думаю, что мои учителя и завуч школы № 47 города Фрунзе, когда меня освобождали, тоже были под влиянием слов кибернетиков о «пяти процентах». Тогда все надеялись на грядущие педагогические открытия. Об этом писали многие газеты и журналы.
Поэтому чтение книг по психологии и философии в районных и научных библиотеках стало для меня лет на пятнадцать постоянным делом.
Но сколько я не искал разумного и научного подхода, так и не нашел. Напротив, Академия педагогических наук, вместо того, чтобы сокращать сроки обучения, попыталась в то время внедрить 12-летку. Как говорил тогда Б.П. Никитин – «для того, чтобы вызвать застой, демографический кризис и разрушить, добить страну!»
Пришлось делать все заново - и педагогику и психологию - исходя из науки - из кибернетики, математики, информатики...
(Павел Викторович Тюленев стал заниматься по своим разработкам с дочкой Олей - мое примечание - О.С.).
Наконец, в 1995 - 1996 году я издал книгу
Руководители книжных отделов не могли найти ей подходящего раздела, а педагоги даже и возражали - в 1997 году, до моего выступления по телевидению по теме «Читать - раньше, чем ходить» в книжных магазинах Москвы ещё не было ни одного раздела «Раннего развития детей» или чего-то подобного.
Моё впечатление от многочисленных трудов по психологии и педагогике точно выразил доцент кафедры философии Владимир Михайлович Жаринов, приехавший к нам в Центр «Содействие развитию и воспитанию детей» на улицу Тухачевского, дом 32:
«После книжки «Читать - раньше, чем ходить» все книги по педагогике и психологии надо закатать под асфальт!»
Вот более точное его мнение:
«Я вдруг понял, что после прочтения книги
Я не виноват - это он сам пришёл и так сказал... Приходили и другие ученые, учителя - из разных уголков страны...»
Теперь мне не терпится поделиться с читателями нашими первыми с Лилечкой впечатлениями от занятий по системе «МИР ребенка».
Счастья Вам и Вашему дому!
Оля, такая чудесная статья….. Прочитала её и как мама, и как читательница, и как писательница. Текст завораживает, когда автор включает свою личную историю, рисуются в сознании картинки и опыт, который пережил автор. Согласна, что потенциал детей, да и взрослых используется минимально. Преподавала уроки живописи первоклашкам, они ощущали себя великими волшебниками и художниками, когда заканчивали свои работы на холстах маслом. Для детей это казалось невозможным, писать на холстах. Когда расширяются у ребенка грани возможного, открывается жажда познания. Так хорошо, Оля, что есть такие мамы как вы, которых это волнует, которые готовы делиться с другими.
Милая Юля! Вы — чудо! Все, что Вы пишите, так вдохновляет! Но спасибо не мне, а Павлу Викторовичу Тюленеву за его титанический труд, за миссию, которую он неустанно выполняет, за «горение» о будущем детей. А я буду продолжать задуманное — делиться личным опытом — на благо всех родителей и детишек! 🙂
Оленька! Спасибо! Прочитала статью и как мама и как художник-самоучка. Не знала, что такая методика есть. Но 8 лет назад, когда старшему сыну еще и года не было, мы рисовали красивые мазюки! В 1,5 лет сын знал буквы, т.к. алфавит висел на стене с полугода… Cейчас он в третьем классе. Читает лучше любого взрослого! Память — прекрасная! Стихи учит моментально, отлично срисовывает и рисует. Но это были не занятия по методике, а просто времяпровождение с малышом! Наверное что-то на интуитивном уровне сработало, что такие занятия будут полезны… Cо вторым сыном — ему 8 мес. — я буду заниматься так же!!! Но уже зная, что это, оказывается, методика!
Танечка! Извините, что запаздываю с ответом! Так радостно читать, какие замечательные у Вас детки растут. А в методике Тюленева, по моему мнению, собрано все самое лучшее и «передовое» 🙂 Нам очень-очень нравится, открываю с дочками необыкновенный МИР.