Каждый ребенок хочет найти во взрослых людях что-нибудь детское.
И если уж найдет его в ком-нибудь – любит этого человека сильнее других.
Уильям Сароян. «Человеческая комедия»
Во Франции перед родами родителей может навестить специалист из Организации Защиты Матери и Ребенка. Я задала вопрос пришедшей – очень приятной женщине. Мадам Буабдала успокоила меня. «Первые полгода ребенка нельзя испортить, отзываясь на его плач».
Полгода прошли. Предостережения продолжались. «Ты испортишь ребенка! Она будет тобой манипулировать! Надо быть строже!»
«62.
Ребенок не хочет кушать...
Ребенок ест мало, очень мало, много, очень много в зависимости от механизма роста. Кривая веса дает резкие или плавные подъемы, иногда в течение месяца ничего не меняется. Она неумолима в своей последовательности: при недомогании ребенок за несколько дней теряет в весе, в следующие дни столько же набирает, повинуясь внутреннему приказу, который гласит: «столько, не больше...» Если взвешивать ребенка каждую неделю, он через некоторое время начнет угадывать, поправился ли он или похудел:
- На прошлой неделе я похудел на триста граммов, значит, сегодня прибавлю пятьсот. Сегодня вес будет меньше, потому что я не ужинал. Ну, наверное, граммов сто прибавится. Опять на пятьсот поправился, спасибо.
Ребенок хочет угодить родителям, потому что ему неприятно мучить маму, потому что удовлетворение родительских желаний сулит ему бесчисленные выгоды. Значит, если он не съест котлету, не выпьет молока, то только оттого, что не может.
Если его будут заставлять есть, то повторяющиеся время от времени желудочные расстройства и диета будут регулировать нормальный прирост веса.
Принцип: ребенок должен есть столько, сколько он ест, не меньше и не больше.
Даже организуя усиленное питание больного ребенка, диету можно составлять только при его участии, и лечение проводить с учетом его желаний.
63.
Заставлять детей спать, когда им не хочется, – преступление.
Таблица, гласящая, сколько часов сна нужно ребенку, абсурдна. Установить число часов, необходимое данному ребенку для сна, легко каждому, имеющему часы: сколько часов он спит, не просыпаясь, чтобы проснуться выспавшимся. Подчеркиваю: выспавшимся, а не бодрым. Бывают периоды, когда ребенок больше нуждается во сне, бывают и такие, когда ему хочется просто полежать в кроватке, а не спать, отдохнуть, и только.
Период усталости: вечером неохотно ложится в постель, потому что ему не хочется спать, утром неохотно вылезает из постели, потому что ему не хочется вставать. Вечером притворяется, что не хочет спать, потому что ему не разрешают лежа вырезать картинки, играть в кубинки или с куклой, гасят свет и запрещают разговаривать..
Период спокойного равновесия: засыпает быстро, но просыпается до рассвета, полный энергии, потребности двигаться и немедленно затеять что-нибудь интересное. Ни хмурое небо, ни холод в комнате не пугают его: босой, в рубашонке, он разогреется, прыгая по столу и стульям.
Что делать? Укладывать спать позже. Даже, о ужас, в одиннадцать. Разрешать играть в постели. Я спрашиваю вас, почему разговор перед сном должен «разгулять» его, а нервное напряжение – оттого, что поневоле приходится быть непослушным, – не разгуливает?
Принцип – не важно, правильный или нет – рано укладывать, рано вставать, – родители для своего удобства переделали: чем больше сна, тем здоровей... Трудно представить себе более деспотичный, граничащий с пыткой, приказ, чем:
– Спи!...
То, что ребенок, рано ложась спать, меньше времени проводит при искусственном освещении, вовсе не такой большой плюс в городе, где он не может при первом свете дня выбежать в поле...
Здесь, в нескольких десятках строк, как и во всех затронутых в этой книге проблемах, я не могу развить тему, которая требует специальной книги. Моя цель – только привлечь внимание...
«109.
... Как часто это бывает: ребенок провинился, разбил окно. Он должен чувствовать себя виноватым. Справедливо выговаривая ему, мы редко встречаем раскаянье, чаще-сопротивление, досаду, нахмуренные брови, взгляды исподлобья.
Ребенок хочет, чтобы воспитатель проявил доброе свое отношение к нему именно тогда, когда он виноват, когда он плохой, когда с ним случилась неприятность.
Разбитое стекло, пролитые чернила, порванная одежда – все это результаты неудавшихся начинаний, предпринятых вопреки предостережениям взрослых. А взрослые, потеряв деньги в плохо обдуманном предприятии, – как они воспринимают претензии, упреки и осуждение? ...
102.
Неправда, что ребенок хочет звезду с неба, что его можно подкупить лестью и уступчивостью, что он врожденный анархист. Нет, ребенок обладает чувством долга, не навязанным насильно, тяготеет к порядку, не отказывается от правил и обязанностей. Он только хочет, чтобы бремя не было непосильным, чтобы оно не ломало ему хребет, чтобы он встречал понимание, когда зашатается, поскользнется, усталый, остановится, чтобы перевести дух.
«Попробуй, посмотрим, сдвинешь ли с места, сколько шагов пройдешь с грузом, сможешь ли сделать столько каждый день» - это основной принцип ортофрении.
Ребенок хочет, чтобы к нему относились серьезно, хочет доверия, хочет получить от нас помощь и советы. Мы же относимся к нему несерьезно, беспрестанно подозреваем, отталкиваем, не понимаем, отказываем в помощи.
Мать не хочет привести факты Врачу, к которому пришла за консультацией, говорит вообще:
- Нервная, капризная, непослушная.
- Факты, сударыня, называйте симптомы, а не диагноз.
- Укусила подругу. Прямо стыдно сказать. А ведь любит ее, всегда с ней играет.
Пятиминутная беседа с девочкой, и выясняется: она ненавидит «подругу», которая смеется над ней, над ее платьями, а маму назвала «тряпичницей».
Еще один пример: ребенок боится спать один в комнате, приходит в отчаяние при мысли о приближающейся ночи.
- Почему же ты мне не сказал? Да именно что сказал. А мать не обратила внимания: стыдно, такой большой мальчик, а боится. Вот и вся ее реакция.
Третий пример: плюнул в бонну, вцепился ей в волосы, с трудом оторвали.
А бонна ночью брала его в постель и велела прижиматься...
Поразительно одиноким может быть ребенок в своем страдании...»
Януш Корчак «Как любить ребенка»
***
Анекдот.
Малыша угостили конфетой. Он быстро хватает ее и жует.
Мама делает ему замечание:
- Что надо сказать?
- Дай еще!
Очень важно всегда отыскивать у всех писателей результаты развития и воспитания детей.
Только так можно не попасть в тупики, которые отнимут массу времени. Как только начинаешь читать интересное, увлекательное чтиво, за которым нет результатов, так собственные результаты начинают падать…
Мне лет двадцать пришлось искать в научных библиотеках. Я нашел там только крупицы опыта и правды, которые достойны внимания. Поэтому, мне кажется, важно помнить слова Жаринова.
Вот почему я всегда ожидаю, что авторы будут сообщать о каких-либо интересных результатах, а не просто о своих мыслях и переживаниях.
Система МИР для того и создавалась, чтобы не ребенок манипулировал взрослыми, а для того, чтобы ребенок постоянно, непрерывно, успешно и с радостью развивался в новую, всесторонне развитую личность эры Человека Развитого.
Если же читать авторов, которые не имеют результатов, тогда Человека Развитого воспитать будет невозможно. Об этом можно почитать в книжках, например: http://www.rebenokh1.narod.ru/prod04a.htm
Было бы здорово систематически рассмотреть и опубликовать все вопросы, на которые в системе МИР даются ответы. Тогда бы многое прояснилось.
Если бы ребенок вовремя начал бы играть в Цивилизацию, то кусаться бы он не стал, а пошел бы в любую детскую компанию для того, чтобы лидировать…
Так, например, иудейская педагогика развивает с самого зачатия для того, чтобы дети «владели другими людьми», целыми народами. Это знает каждая их мама – так как её так, в духе патриотизма, воспитывали с самого зачатия… Подумайте над этим: там запрещено воспитывать иначе…
Я думаю, что с поднимаемыми темами всё обстоит не так просто. Всё не просто – почитайте.
Для того, чтобы ваш ребенок стал яркой и одаренной личностью, гармонично развитым и счастливым человеком, он не должен воспитываться по тем рекомендациям и советам, за которыми часто стоит только желание отвлечь от МИРа. Система МИР должна научить родителей противостоять этой силе.
В иудейском воспитании изо дня в день развивают и воспитывают, обучают образовывают лидеров в соответствии с 613-тью заповедями Торы, где за религией вот уже тысячи лет стоит методика воспитания фараонов, царей, королей и президентов…
Потому что писал Тору (Ветхий Завет), как известно, не еврей, а обладатель ведических и других знаний древности Моисей – жрец и воспитанник при дворе фараона – по сути, самый образованный и ученый, подкованный как в естественных, так и в гуманитарных науках человек элиты Древнего Египта.
Ежедневно ребенку, по заданному расписанию, ненавязчиво, но неуклонно, напоминают об этих 613 заповедях – и так по кругу – ежегодно, углубляя знания и совершенствуя их до современного уровня… Так и формируется своеобразная и целенаправленная духовность и менталитет.
Есть ли у Вас подобная, конкурентоспособная программа и расписание? Используя Цивилизацию и систему МИР можно такую программу составить.
Попробуйте подойти к воспитанию ребенка с этой точки зрения?
По сути, ребенок, с младенчества развиваемый и воспитываемый для того, чтобы «владеть другими народами», всегда знает, для чего он идёт в детский сад, в школу, в компанию… Наверное, он идёт для того, чтобы, возможно, в том числе, совершенствовать свои навыки управления…
Уважаемый Максим Леонидович!
Спасибо за такой подробный комментарий. Я понимаю, что Вы имеете в виду, говоря о результатах. Действительно, существуют множество книг, которые отнимают у родителей драгоценное время. Тем не менее, хочу выступить в защиту книги Януша Корчака. Мне кажется, он своим подвигом заслужил право быть выслушанным. Некоторые вещи, несомненно, устарели. Но я вижу желание защитить ребенка. Поделиться опытом наблюдения за многими детьми со взрослыми, которые учатся быть родителями. Со взрослыми, которые не всегда доверяют своим чувствам. Которым иногда нужна поддержка в виде разбора различных ситуаций. Мне эта книга помогла донести до мужа мысль, что нужно больше доверять ребенку, быть чутче, прислушиваться к его желаниям в выборе одежды, считаться с его аппетитом, и так далее…
Я постепенно читаю книги «системы МИР». С интересом прочитала все, что касается заповедей Торы. Темы, которые Вы поднимаете, — очень не просты…
Наряду с любовью, и именно потому что я их очень люблю, мне хочется поделиться с доченьками всем самым лучшим и достойным, что накопило человечество. Чтобы они выросли счастливыми, умными, любящими и любимыми.
Мы будем осваивать «Цивилизацию», которую недавно установили. Я размышляю, делаю наброски программы развития для дочек…
Да, мне кто-то тоже такие советы давал. И я очень рада, что их не слушала.
Ирочка! Я часто следую интуиции. И радуюсь, когда нахожу подтверждение своим чувствам в книгах 🙂
Настоящая любовь еще никого не испортила. Да, есть слепая любовь, которая допускает вседозволенность, и это плохо. Но полное отсутствие внимания и теплоты со стороны родителей — еще хуже. Меня мама так отталкивала, воспитывала в строгости — только правила, а чтобы обнять — этого никогда. И применительно к своему детству, мне по ощущениям очень близки слова Януша Корчака, которые стоят последними в вашей, Ольга, статье. Да. я выросла, я справилась. я люблю маму и очень ей благодарна за то, что она делала для меня, но когда вспоминаю ее холодную строгость, когда я пыталась приблизится к ней, болит до сих пор. Оля, никого не слушайте, любите своих малявочек не только глубоко в душе. Вы их этим не испортите.
Елена! Очень ценю, что Вы поделились таким сокровенным. У меня старшенькая Сонечка — очень чувствительная, легкоранимая. Любую несправедливость с такими широко открытыми удивленными глазами воспринимает. Хотя в ряде случаев умеет выразить вербально свои чувства. Я стараюсь к ней бережно относиться. А книга мне помогла мужу донести то, что я чувствую. Я купила ему ее перевод на французском и вложила внутрь закладки.
Помните старое советское кино и цитату: «Счастье — это когда тебя понимают» («Доживем до понедельника»). Вот и с детьми то же самое. Им нужно больше нашего понимания. Чтобы в своем горе они не были так одиноки.
Юлия! Да, деткам важно, чтобы их понимали, как и нам всем 🙂 Удачи Вам с Вашей книгой!
Ой, помню, я заставляла детей спать:-(((( особенно досталось старшему…
Надежда, наверное, все родители совершают те или иные ошибки. Мы стараемся делать, как лучше, но не всегда владеем информацией. Иногда просто действуем в состоянии усталости…